Крем-сыворотка Тиволи. Часть 2. Воспоминания об Античности

Крем-сыворотка Тиволи. Часть 2. Воспоминания об Античности.
Вилла императора Адриана в Тиволи.
Адриан Публий Элий (Publius Aelius Hadrianus) (жил с 76 — по138), римский император ( правил с117 по138) из римской династии Антонинов. Правление Адриана отмечено централизацией государственных учреждений и усилением императорской власти. Им была ликвидирована система сдачи на откуп государственных налогов.В противовес сенату Адриан усилил роль Совета принцепса, превратив его в официальный совещательный постоянно действующий орган. По его приказу была проведена кодификация римского права, собраны действующие преторские эдикты и издан т. н. «Постоянный эдикт», после чего законодательная инициатива стала целиком компетенцией императора. Адриан опирался на всадников. Проводя жизнь в разъездах по империи, Адриан лично контролировал провинциальное управление и инспектировал войска. Привлекая к себе симпатии рабовладельческой провинциальной верхушки, поддерживал городские советы, поощряя строительство и оказывая материальную помощь.<br>
На границах Римской империи Адриан создал мощную систему Лимесов – крепостей, фортов, укреплений и оборонительных валов по границам Римской империи.
При Адриане произошло и было им жестоко подавлено крупное антиримское восстание под руководством Бар-Кохбы в 132—135 в Иудее.
Адриан считается одним из пяти «хороших» римских императоров. Однако, гораздо больше он известен как строитель, эстет и тиран.
Если бы от римского императора Адриана не осталось ничего, кроме носящей его имя виллы в городке Тиволи под Римом, он и тогда прославился бы в веках. Архитектурные объекты, возведенные в правление Адриана, и скульптура оказали сильнейшее влияние на мировое искусство, император был не только их заказчиком, но и до некоторой степени автором. На этом основании некоторые историки объявили этого тонко чувствовавшего красоты властителя гуманистом. Однако другие историки считали Адриана хоть и мудрым правителем, но тираном и чудовищем. Когда я приезжаю на виллу императора Адриана в Тиволи под Римом, я всегда вижу там много задумчивых людей. Там нет туристов, кто не испытал бы восторга перед магией красоты и не поддался бы необъяснимой мистической печали, которыми проникнуто это удивительное место. Я разговаривала с туристами из разных стран, разного возраста, образования и знаю, что эта печаль приходит независимо от сведений об Адриане и Антиное, которыми владеет человек.<br>
Адриан выдвинулся при императоре Траяне. По одной версии, Траян в 117 году н. э., прямо перед смертью, формально усыновил Адриана (де-факто он усыновил его еще в детстве) и сделал своим наследником. По другой, Траян умер, не назвав наследника, и Адриана посадили на трон вдова Траяна, Помпея Плотина и влиятельный сенатор Лициний Сура, сочинившие историю про усыновление.Не все ей поверили, тем более что Адриан в то время был далеко от Рима. Однако, прибыв в Вечный город, он сломил сопротивление сомневающихся, для чего некоторых пришлось казнить. Для того времени его восшествие на престол было довольно тихим.
Адриан стал третьим из так называемых пяти хороших императоров в зените славы и могущества Римской империи. Он первым из римских правителей понял, что империю больше нельзя расширять, из-за чего у него регулярно возникали проблемы с воинственным сенатом, но он настоял на своем.Адриан отказывался от территорий, которые нельзя было удержать. Уже в самом начале правления Адриана римляне добровольно ушли из Ассирии и Месопотамии.<br>
Для защиты границ империи Адриан затеял грандиозное строительство. Он планировал Лимесы в Африке и в Дакии.Он же возвел северный Лимес - вал в Британии длиной более 100 км и отсек таким образом непокоренный север острова и варварские племена Британии. Этот вал стал прообразом стены Севера в фильме «Игра престолов», а британские варвары – татуированные синеглазые пикты и рыжие бритты – прообразом ходоков и одичалых.
Как известно, Римская империя продержалась в границах Лимесов недолго, а память об императоре Адриане осталась благодаря вилле в Тиволи...
Многие считают Адриана тираном и чудовищем. Помимо сведений о жестоко подавленных восстаниях и убитых конкурентах это косвенно подтверждает невероятное количество его скульптурных изображений и изображений его прекрасного фаворита Антиноя, которые до сих пор находят в самых разных местах.Больше всего скульптурных портретов остается от тиранов. Авторы скульптур и их почитатели словно с ужасом вглядываются в черты каменных чудовищ…<br>
Публий Элий Траян Адриан, более известный как Адриан, — римский император династии Антонинов, правящий с 117 по 138 год. Он вошёл в число «пяти хороших императоров», стоявших у власти во II в. н. э., – золотом веке Римской империи. Адриан был яркой и многогранной личностью, оставившей заметный след в истории. Он проявил себя как талантливый военачальник, прогрессивный законодатель, строитель, любознательный путешественник и тонкий ценитель искусства. Сегодня о великом императоре напоминают известные достопримечательности мира, которые появились по его воле:Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), Пантеон (Pantheon) в Риме, Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи (Tivoli)
Вал Адриана (Vallum Hadriani) в Северной Англии (118 км) и Вал Адриана в Северной Африке (750 км). Адриан был одним из идеологов строительства Лимесов ( стен, крепостей и фортов на границах Римской империи).
Самым известным сооружением, обозначившим северные границы империи в Европе, стала Стена Адриана (или Вал Адриана) в Нижней Британии – северной провинции Римской империи. Пограничная система укреплений была возведена в 122–128 гг. недалеко от современной границы Шотландии и Англии. Стена представляла собой сооружение из камня и земляной насыпи длиной 117,5 км, шириной 2,5-3,0 м и высотой до 6 м. На всём протяжении укреплённого вала были возведены 320 наблюдательных башен, 16 фортов, три крепости и множество других конструкций, в которых размещались около 15 тысяч римских воинов. Адриан побывал во всех провинциях Римской империи.
У меня всегда была мечта повторить удивительные путешествия Адриана из Рима до северных и южных границ его владений в Британии, в Дакии и в Африке, своими глазами увидеть Лимес, пройти вдоль него и ощутить масштаб самого большого памятника античности, дошедшего до наших дней, протяженностью более 5000 км.
Лимес – это главный позитивный итог жизни императора Адриана.</b>
Идею Лимесов позаимствовал автор «Песен Льда и пламени» и создатели сериала «Игры престолов». Невозможно забыть ошеломляющий штурм Стены Севера в фильме! Но протопипом этой стены является Вал Адриана, а прототипом голубоглазых варваров – исчезнувшие пикты, аборигены Северной Британии!
Императорская династия Антонинов, к которой относился Адриан, правила с 96 по 192 годы и была третьей от начала принципата (27 г. до н.э. — 285 г. н.э.) — особой формы политического режима Древнего Рима, совмещающего монархические и республиканские черты. Династия Антонинов отличалась тем, что пять из семи её представителей являлись выходцами из провинциальной знати и наследовали власть по принципу не кровной связи, а будучи усыновлёнными своими предшественниками.Такая практика позволяла выбрать достойных правителей Рима из круга политической элиты государства – интеллектуалов, которые прекрасно разбирались в политике, праве и философии. Как показала история, именно такими качествами обладали пять императоров-провинциалов из династии Антонинов – Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий и Луций Вер.
Адриан появился на свет 24 января 76 года. Место его рождения Италика – римская колония, находившаяся в 9 км от современной Севильи в Испании. В этом небольшом городке род будущего императора осел ещё со времён Второй Пунической войны (218—201 до н. э.), разбогатев на торговле оливковым маслом.
Отец Адриана приходился двоюродным братом Марку Ульпию Траяну (будущему императору), который также был родом из Италики. Мать Адриана, Домиция Паолина, принадлежала к сенаторской семье, корни которой находились в другой римской колонии — городе Гадесе (современный Кадис) на территории Андалусии. Отец умер, когда Адриану исполнилось 10 лет, поручив опеку над мальчиком своему двоюродному брату Траяну, уже успешному к тому времени военачальнику.
Жена Траяна, Помпея Плотина, покровительствовала племяннику мужа и принимала участие в вопросах его воспитания, а в будущем и в карьере. Мальчик, который в раннем детстве сопровождал отца при поездках в Афины, проявлял особый интерес к культуре древних эллинов, за что получил прозвище «маленький грек». Кроме того, Адриан делал большие успехи в изучении грамматики и арифметики, увлекался спортом и охотой, с интересом занимался музыкой и поэзией.
В 19 лет Адриан уже стал на путь военной карьеры, получив должность трибуна II Вспомогательного легиона в Нижней Паннонии, а в 97 г. добился перевода в XXII Первородный легион, сформированный в Германии, чтобы быть ближе к своему опекуну и будущему императору.
Стремительный переход власти в течение трёх лет от Димициана к Нерве и затем к Траяну приблизил Адриана к имперскому окружению. Для целеустремлённого молодого мужчины открылась прекрасная перспектива военной, а позже и государственной карьеры. Укреплению связи с семьёй императора способствовала в 100 г. женитьба Адриана на 14-летней Вибии Сабине – внучатой племянницы Траяна.Свой талант и отвагу в военных делах Адриан проявил во время Первой (101–102) и Второй (105–106) Дакийских войн, в которых сопровождал Траяна. Он был даже дважды награждён. В 107 г. Адриан стал наместником Нижней Паннонии, а в 108 г. впервые избран консулом.
В 112–113 гг. Адриан находился в Афинах, где получил гражданство и был провозглашён архонтом — главным правителем греческого города-государства. История умалчивает о подвигах Адриана во время Парфянского похода Траяна в 115–117 годах.
Следующим шагом в карьере стало его назначение в 117 году на должность наместника Сирии и повторное избрание консулом. 8 августа 117 г. один из самых лучших римских императоров — Марк Ульпий Нерва Траян умер в прибрежном городке Селин в Киликии (территория Турции), так и не успев добраться до Италии. Рим провозгласил 14-го императора, и Публий Элий Траян Адриан стал достойным избранником. За свою жизнь он был наделён властью народного трибуна 22 раза, избирался консулом 3 раза, провозглашался императором 2 раза (второй раз в 135 году) и на момент смерти носил громкий титул Император Цезарь Траян Адриан Август, Великий Понтифик и Отец Отечества.
Адриан был признан усыновлённым уже после смерти Траяна. Письмо, в котором умирающий император якобы назвал его приёмным сыном, вызывало сомнение в своей подлинности. Его копия, дошедшая до Рима, была подписана только женой Траяна, Плотиной. Она и второй опекун Адриана присутствовали на смертном одре Траяна в Селинусе и решили подделать завещание в пользу любимого обоими воспитанника.
Адриан пришёл к власти в 117 году, когда ему был 41 год. Именно к этому времени относятся первые скульптурные портреты императора. Всего сохранилось более 230 шт. работ различных мастеров, которые в идеализированной форме запечатлели облик императора Адриана.Описание его внешности дошло из рукописи древнеримских биографов «Жизнеописание Августов».Император имел крепкое телосложение, отличаясь при этом внешним изяществом. Хорошую форму ему помогали сохранять езда верхом, длительные пешие прогулки и спортивные упражнения с оружием. Адриан имел настолько хорошую физическую форму, что во время одной охоты собственноручно убил льва и спас охотника и друга Антиноя.
Адриан был разносторонней личностью: владел двумя языками (греческим и латинским), изучил в совершенстве грамматику и риторику, разбирался в медицине и астрономии, а также находил время для пения, игры на струнном инструменте, занятиям живописи и скульптуры.Он обладал феноменальной памятью, о которой ходили легенды. Адриан знал по именам не только всех высокопоставленных чиновников в окружении, но и каждого легионера, с кем общался. Прочитав любой текст один раз, он мог пересказать его в точном соответствии. Биографы сравнивали Адриана и Цезаря в способности одновременно писать, диктовать, слушать и общаться со своими друзьями. В «Жизнеописании Августов» о нём можно прочитать следующее: «Он был одновременно строг и весел, приветлив и величав, легкомыслен и нетороплив, скуп и великодушен, мастер лицемерия и притворства, жесток и добр, краток, всегда и во всех отношениях переменчив».
Адриан не был переменчив в своем отношении к Антиною. Его восхищение Антиноем после смерти друга переросло в обожание и почитание его памяти на вилле в Тиволи.
Адриан был автором проекта храма Венеры и Ромы, руины которого можно видеть и сейчас недалеко от Колизея, и соавтором архитекторов своей роскошной виллы в Тиволи. Он хотел сделать Афины культурной столицей Римской империи и завершил строительство храма Зевса Олимпийского, который начали возводить еще в VI веке до н. э.Строительство храма Зевса в Афинах возобновили во II веке до н. э. и снова забросили. В I веке до н. э. римский диктатор Сулла посетил Афины, после чего декоративные элементы с незавершенных колонн сооружения отправились в Рим, где строился аналогичный храм Юпитера на Капитолийском холме.В 124 году Адриан, прибыв в Афины, распорядился закончить строительство объекта. Храм достроили быстро, он великолепен, но это абсолютно римская постройка, в ней мало греческого. Гармония греческой соразмерности здесь принесена в жертву "имперскому размаху". Очень высокие (17 м против 10,5 м у Парфенона), близко поставленные огромные коринфские колонны подавляют зрителя. Но они позднее повторились в Ватикане.
Женщины Адриана не интересовали. С 24 лет он был женат на племяннице Траяна Вибии Сабине, если верить скульптурным портретам, красивой женщине, и для него жена всегда была "другом" и верным соратником.
Император Адриан в 123 году в одном из греческих городов на территории нынешней Турции познакомился с умным, смелым и красивым 12-летним греком Антиноем. Все в жизни всесильного императора, некумеренного в развлечениях, изменилось. Вскоре они стали неразлучны, и в 128 году император взял своего юного друга в очередное путешествие по империи — в Северную Африку. Было очевидно, что Адриан поражен чем-то вроде любовного помешательства. При этом мистически одаренный юноша Антиной не пытался воспользоваться своим влиянием на императора.Два их совместных приключения вошли в историю.
В Ливии или в Египте они вдвоем убили огромного льва-людоеда, при этом Адриан ранил льва, Антиной бросился ему на помощь, чтобы спасти его от когтей зверя, лев ранил юного охотника Антиноя, сбив его лапой на землю, император Адриан бесстрашно бросился на защиту своего любимца, воткнув копье в пасть разъярённого льва и спас Антиною жизнь, убив льва копьем. Эту героическую историю упоминают разные источники. Об Адриане говорят, что он был опытный охотник на львов. Но где он мог этому научиться? Кто мог позволить императору огромной империи рисковать своей бесценной жизнью с копьем в руке? В Северной Африке жили племена, умевшие убивать львов с помощью копий, но делали это люди, обученные такой опасной охоте еще в детстве, и их жизнь ничего не стоила. Взрослый абиссинский лев (ныне исчезнувший подвид) был мощным животным весом 200 кг. Чтобы убить человека, ему было достаточно просто задеть его лапой. И вот такое чудовище завалили император, которому было уже за пятьдесят, и изнеженный прекрасный юноша. Может быть, лев был убит группой охотников, а Адриан с Антиноем при этом присутствовали, а их роль сильно преувеличена? Но скептики не страдают жертвенными порывами, им не понять ужас и ярость императора, бросившегося на помощь Антиною…
Нет сомнения, что любовь творит чудеса! Жертвенность Антиноя и его смелость, юношеская страстность и безрассудство, которое толкнуло его помочь Адриану против раненого льва, отчаяние Адриана при виде раненого Антиноя в когтях чудовища и страх потерять его были столь велики, что он без промедления бросился на помощь другу в жертвенном порыве. Впоследствии жизнь подтвердила страстность их дружеских отношений.
Второе их совместное приключение также вошло в историю. В 130 году Антиной загадочным образом утонул в водах Нила. По поводу того, что с ним случилось, существует множество версий, вплоть до самых экзотических. Согласно одной из них, Антиной ради императора принес себя в жертву кровожадному местному божеству в образе нильского крокодила и бесстрашно прыгнул в синие воды навстречу страшной смерти…. Крокодил разорвал Антиноя на глазах обезумевшего от неожиданности императора, которого свита чудом удержала на палубе корабля от прыжка следом в Нил, кишевший чудовищами. Эта сцена так потрясла императора, что он не мог ее забыть до конца своих дней. Она была увековечена им в скульптурах Canopo возле пруда своей любимой виллы в Тиволи. Безутешный император проводил со скульптурой Антиноя и крокодила каждый день. Он смог прожить без Антиноя только восемь лет, управляя Римской империей, находясь на своей вилле в Тиволи.Он бродил по берегу пруда и любовался на тихие воды, на чудесные растения в саду и скульптурные работы своих мастеров, которые впоследствии стали достоянием лучших музеев мира, на скульптурные портреты своего верного друга, которого император сам превратил в божество при жизни….
Антино́й (лат. Antinous, др.-греч. Ἀντίνοος; вероятно, 30 октября 130) — греческий юноша, фаворит и друг римского императора Адриана. О его жизни практически ничего не известно. После трагической гибели Антиноя в Египте император Адриан обожествил его. Культ юноши достиг беспрецедентных для римской истории масштабов: недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали новое созвездие, в различных городах империи в его честь были учреждены праздники и игры, возводились посвящённые ему храмы и алтари, чеканились монеты с его портретами, создавались многочисленные скульптуры.<br>
Статуи Антиноя стали вехой в истории римского искусства. Благодаря этим портретам даже столетия спустя Антиной продолжал считаться символом юношеской красоты и изящества. Начиная с эпохи Возрождения, его изображения стали воспроизводиться в европейском искусстве. В 19 веке образ Антиноя стал популярен в художественной культуре серебряного века в России. В каждой художественной школе в Европе и в России есть бюст Антиноя, и ученики рисуют его на занятиях, изучая классические каноны красоты.
История Антиноя и Адриана приобрела статус культовой с момента её зарождения.
Исследователи отмечают, что о жизни Антиноя практически ничего не известно, поскольку имеющиеся исторические источники кратки и относятся ко времени после его смерти. Антиной родился в греческой семье 27 ноября в городе Клаудиополис в римской провинции Вифиния (северо-запад Малой Азии). Год его рождения неизвестен, большинство исследователей предполагают, что он появился на свет в 110-м. Однако такие умозаключения основываются лишь на оценке возраста Антиноя по имеющимся портретам 130 года.Во время своего правления император Адриан провёл много времени, путешествуя по империи. Он познакомился с Антиноем предположительно в 123 году во время посещения Вифинии. Хотя Адриан был женат на Сабине, их брак носил политический характер, поскольку его заключение помогло будущему императору прийти к власти, породнившись с предыдущим императором Траяном.<br>
После встречи Адриана с Антиноем юноша стал его фаворитом. В качестве спутника он сопровождал императора во всех его путешествиях. Однако характер их отношений не был публичным, только позднее историки предположили их любовную связь. В 130 году они прибыли в Ливию, где, по некоторым свидетельствам, предприняли охоту на льва, на которой Адриан спас Антиноя от смерти. По легенде из крови убитого льва вырос красный лотос, который назвали «Цветок Антиноя – красный лотос».
Во время путешествия по Египту 30 октября 130 года Антиной утонул в Ниле при неясных обстоятельствах. По некоторым свидетельствам, его гибель стала результатом несчастного случая – в Ниле полно крокодилов и случайно упавший в воду человек становится ритуальной жертвой, его было запрещено спасать. Во время правления императора Адриана, большого поклонника греческого искусства, римские скульпторы в очередной раз обратились к наследию эллинизма. В своих работах художники часто подражали греческим образцам и копировали их.
Благодаря широкому распространению культа Антиноя особое место в искусстве данной эпохи заняли посвящённые ему скульптуры, ставшие не только самыми многочисленными, но и самыми выразительными произведениями того времени. При этом ни одно из этих изображений не может считаться прижизненным.
Часто упоминается еще одна версия причины неожиданной гибели Антиноя, которая считается спорной, но современной и актуальной, хотя император жил два тысячелетия назад, вел замкнутый образ жизни и не афишировал свои отношения с Антиноем.Тем не менее всегда находятся желающие найти недопустимый мотив в личном и сокровенном, особенно если на это есть намек в "Истории Августов».
Современные толкователи свободных нравов Римской империи как причины ее падения с удовольствием исследуют тему однополой любви, забыв о том, что в стаде обезьян вожаку позволено все, животные и природные инстинкты не могут быть неприличными ни у обезьян, ни у людей, личное у людей есть сокровенное, а император Римской империи это не павиан.
Античный мир не был раем для любителей мальчиков, хотя так сейчас принято представлять. В античном мире было множество сексуальных табу, особенно в Риме. Например, если роль мальчика для развлечений исполнял подросток, или мальчик, более низкий по происхождению, чем его покровитель, или раб— все было в порядке вещей, но, если это был свободный юноша и он продолжал такие отношения после 18-20 лет, это было уже несмываемым позором.
Антиною было уже почти девятнадцать, и в "Истории Августов" безвестный автор позволяет себе намеки, что неуемная любовь Адриана тяготила Антиноя и юноша страдал от депрессии. Возможно, что по своим природным задаткам Антиною это было чуждо, и он был бесправной игрушкой во властных руках друга. Если это так, никакого выхода для него не существовало, и он мог покончить с собой от отчаяния. Скорее всего, автор этих не подтвержденных фантазий не был поклонником истории бывшего императора Адриана. Очевидцы отмечают глубокую преданность свободного юноши Антиноя и императора Адриана друг другу.
Может быть, Антиной бросился в воду на глазах Адриана в мистическом экстазе, как посвященный в эллинистические таинства, чтобы прославить императора своей жертвой ради него и своей преданностью другу…Это многое обьясняет в истории страстной дружбы Адриана и Антиноя и в ее значении для истории мирового искусства, особенно в ее невероятном мистическом и художественном продолжении после их смерти.
Нам трудно оценить мистическую сторону этой истории, но мы понимаем, что у греков и римлян было много мальчиков- фаворитов, а у Ахилла был Патрокл, его верный старший друг, но никто из них не стал Антиноем для своих покровителей и ярким незабываемым образом в мировом искусстве.
Каждый чувственный эмоциональный образованный человек способен почувствовать продолжение их истории у пруда Canopo на вилле в Тиволи.
Древнегреческая религия — одна из самых чувственных и исполненных страсти языческих религий, которая превосходит своей антропоморфной эротикой все известные нам другие древние религии. Не то чтобы в других религиях отсутствовал эротический компонент, это отнюдь не так, но столь «человеческое» изображение чувств, характерное для античной мифологии, мы находим только в религии греческой Античности, и именно поэтому, как писал Гегель, Древняя Греция — это то место, где европеец, по крайней мере образованный, всегда чувствует себя дома, то есть на мистической и эстетической Родине.
Любовные отношения между греческими богами, героями и смертными составляют богатейший и бесценный мифологический материал, сохраненный для нас неторопливой почтой Истории, какой является письменность.
Сегодня на примере отношений Ахилла и Патрокла из поэмы гениального Гомера мы можем беспристрастно рассмотреть, откуда в греческой мифологии возникла тема однополой любви.Гомер и Гесиод, как писал Геродот, были воспитателями Греции, которые научили разрозненных греков верить в одних и тех же богов, что, разумеется, нисколько не способствовало устранению этой самой разрозненности вплоть до краха Греции под державной дланью Рима в 146 году до н. э. Греция представляла собой пестрое одеяло полисов, беспрерывно воюющих друг с другом.Зная, сколь падки были греческие боги и герои на красивых молодых людей, логично было бы искать истоки подобных отношений в поэмах Гомера, однако в них ничего об однополой любви не сказано. Всё, о чем там идет речь, это крепкая мужская дружба, как, например, в случае с Ахиллом и Патроклом. Описание их отношений у Гомера изобилует лиризмом преданности, доверия, близости, трагизмом утраты, гневом и жестоким мщением воина Ахилла троянцам и Гектору за смерть друга и прочими эмоциональными факторами, но там нет упоминания о том, что они были любовниками. Очевидно, что история крепкой эмоциональной дружбы между Ахиллом и Патроклом, которую рассматривают как аналог однополой любви в современном понимании, создавалась Гомером свободной от сексуального элемента. Для этого вывода достаточно прочитать текст поэмы «Илиада».
Таким образом, когда в голливудском фильме Ахилла и Патрокла изображают как любовников, авторы сценария в образы героев из текста «Илиады» вольным образом интерполируют смыслы более поздних социальных практик, изначально чуждых греческой эпической традиции. При этом необразованному зрителю неведомо, что Патрокл не был робким смазливым юношей, как и Ахилл, но читать «Илиаду» Гомера ленивый зритель фильма не станет даже под страхом смерти у стен Трои.
Патрокл был суровым товарищем по оружию гораздо старше Ахилла, он был для него не только другом, но и дядькой, денщиком, оруженосцем, помощником по хозяйству в тяжелых условиях походной военной жизни. Для того, чтобы Ахилл мог красиво пожарить мясо на углях после битвы, верный друг Патрокл должен был найти, отнять у пастуха, притащить к шатру, забить и разделать грязного барана. Гомер не был современником героев Троянской войны, но именно он создал эти образы для последующих поколений.
Когда Пушкин описывал взаимоотношения дворянского юноши Петруши и его хитрого слуги и дядьки Савельича, чувство юмора не позволило поэту выйти за грань жестокой реальности и подкинуть читателю нелепый двусмысленный намек о нежной мужской привязанности неразлучной пары Петра Гринева и Савельича.Пушкин не увидел в них «Ахилла и Патрокла» времен Пугачевского бунта в оренбургских степях, хотя время было более суровое, чем во время Троянской войны. Каторжники из войска Пугачева, обуреваемые животными инстинктами, растерзали всех обитателей крепости капитана Миронова – мужчин и женщин.
Как же получилось, что Ахилл и Патрокл «Илиады» Гомера из неразлучной пары верных друзей стали хрестоматийным образчиком однополой любви?Гомер, часто упоминая дружбу Ахилла и Патрокла в «Илиаде», нигде не называет ее любовью. Ахилл и Патрокл не афишировали свои отношения, так как были свободными людьми, а не бесправными рабами.
Поздние исследователи творчества Гомера , полагали, что образованный читатель сам должен догадаться о характере их отношений или придумать их по своему вкусу. Под образованными читателями надо понимать афинян, для которых должно было быть совершенно очевидно, что если один мужчина — Ахилл — так страдает из-за смерти другого, а другой - Патрокл — в виде призрака является ему («Илиада», XXIII, 81–92), чтобы сказать, что он хочет быть погребенным в одной могиле с Ахиллом, — так вот, якобы для афинян V–IV веков до н. э. было очевидно, что если мужчины таким образом выражают свои чувства, они просто не могли не быть любовниками. Как видим, домыслы и фантазии о том, что имел в виду великий Гомер, изображая крепкую мужскую дружбу Ахилла и Патрокла, были актуальны во все времена.<br>
Домыслы и фантазии актуальны и сейчас для описания страстных отношений императора Адриана и Антиноя, так как отношения императора и его друга никогда не были публичными, а современники не называли их любовью.
Каждый человек воспринимает историю в меру своего мироощущения, знаний, предпочтений, домыслов, фантазий, привычек, мистического и жизненного опыта, в силу желания создания возвышенных или низменных смыслов, в русле современных представлений или бытового натурализма.
Существуют споры относительно места захоронения Антиноя. Учёные предполагают, что его прах был погребён на вилле Адриана в Тиволи около Рима, где был найден обелиск с египетскими иероглифами, посвящёнными смерти юноши. Скорее всего обелиск является памятным знаком, поставленным по указу Императора Адриана, Антиной изображался как греческий герой или бог, в виде Диониса и эллинизированного Осириса, а также Гермеса, Аполлона, Сераписа и других. Несмотря на эклектичность формы, критики отмечали оригинальность художественной мысли в этих статуях. Образ Антиноя считается последним из великих классических типов скульптуры Античности.
О, как убийственно мы любим
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Император Адриан после смерти Антиноя впал в безграничное отчаяние, которое скоро приобрело форму мании. Император учредил город Антинополь и стал повсюду расставлять статуи ушедшего любимца. Их было огромное количество по всей империи. Образцы изображений Антиноя рассылались повсюду, и уже на местах с них делали копии. Антиной занимает третье место по количеству скульптурных портретов, дошедших до нас, после Октавиана Августа и самого Адриана. Если учесть, что Адриан умер всего через восемь лет после гибели Антиноя, количество изображений юноши Антиноя поражает...
(продолжение в части третьей "Крем-сыворотка Тиволи. Чистая красота.")<br>
Адриан выдвинулся при императоре Траяне. По одной версии, Траян в 117 году н. э., прямо перед смертью, формально усыновил Адриана (де-факто он усыновил его еще в детстве) и сделал своим наследником. По другой, Траян умер, не назвав наследника, и Адриана посадили на трон вдова Траяна, Помпея Плотина и влиятельный сенатор Лициний Сура, сочинившие историю про усыновление.Не все ей поверили, тем более что Адриан в то время был далеко от Рима. Однако, прибыв в Вечный город, он сломил сопротивление сомневающихся, для чего некоторых пришлось казнить. Для того времени его восшествие на престол было довольно тихим.
Адриан стал третьим из так называемых пяти хороших императоров в зените славы и могущества Римской империи. Он первым из римских правителей понял, что империю больше нельзя расширять, из-за чего у него регулярно возникали проблемы с воинственным сенатом, но он настоял на своем.Адриан отказывался от территорий, которые нельзя было удержать. Уже в самом начале правления Адриана римляне добровольно ушли из Ассирии и Месопотамии.<br>
Как известно, Римская империя продержалась в границах Лимесов недолго, а память об императоре Адриане осталась благодаря вилле в Тиволи...
Жизнь в огромной империи шла своим неспокойным чередом, Адриан постоянно ездил из одного ее конца в другой, успешно подавляя восстания и налаживая отношения с соседями. Современникам Адриана казалось, что им выпала эпоха весьма бурная, но уже через несколько десятков лет римляне полагали, что правление императора Адриана отличалось тишиной и порядком.История — наука не надежная и не достоверная, источники противоречат друг другу. Объективно оценивать деятельность Адриана трудно.
Многие считают Адриана тираном и чудовищем. Помимо сведений о жестоко подавленных восстаниях и убитых конкурентах это косвенно подтверждает невероятное количество его скульптурных изображений и изображений его прекрасного фаворита Антиноя, которые до сих пор находят в самых разных местах.Больше всего скульптурных портретов остается от тиранов. Авторы скульптур и их почитатели словно с ужасом вглядываются в черты каменных чудовищ…<br>
Публий Элий Траян Адриан, более известный как Адриан, — римский император династии Антонинов, правящий с 117 по 138 год. Он вошёл в число «пяти хороших императоров», стоявших у власти во II в. н. э., – золотом веке Римской империи. Адриан был яркой и многогранной личностью, оставившей заметный след в истории. Он проявил себя как талантливый военачальник, прогрессивный законодатель, строитель, любознательный путешественник и тонкий ценитель искусства. Сегодня о великом императоре напоминают известные достопримечательности мира, которые появились по его воле:Замок Святого Ангела (Castel Sant’Angelo), Пантеон (Pantheon) в Риме, Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи (Tivoli)
Вал Адриана (Vallum Hadriani) в Северной Англии (118 км) и Вал Адриана в Северной Африке (750 км). Адриан был одним из идеологов строительства Лимесов ( стен, крепостей и фортов на границах Римской империи).
Самым известным сооружением, обозначившим северные границы империи в Европе, стала Стена Адриана (или Вал Адриана) в Нижней Британии – северной провинции Римской империи. Пограничная система укреплений была возведена в 122–128 гг. недалеко от современной границы Шотландии и Англии. Стена представляла собой сооружение из камня и земляной насыпи длиной 117,5 км, шириной 2,5-3,0 м и высотой до 6 м. На всём протяжении укреплённого вала были возведены 320 наблюдательных башен, 16 фортов, три крепости и множество других конструкций, в которых размещались около 15 тысяч римских воинов. Адриан побывал во всех провинциях Римской империи.
У меня всегда была мечта повторить удивительные путешествия Адриана из Рима до северных и южных границ его владений в Британии, в Дакии и в Африке, своими глазами увидеть Лимес, пройти вдоль него и ощутить масштаб самого большого памятника античности, дошедшего до наших дней, протяженностью более 5000 км.
Лимес – это главный позитивный итог жизни императора Адриана.</b>
Идею Лимесов позаимствовал автор «Песен Льда и пламени» и создатели сериала «Игры престолов». Невозможно забыть ошеломляющий штурм Стены Севера в фильме! Но протопипом этой стены является Вал Адриана, а прототипом голубоглазых варваров – исчезнувшие пикты, аборигены Северной Британии!
Императорская династия Антонинов, к которой относился Адриан, правила с 96 по 192 годы и была третьей от начала принципата (27 г. до н.э. — 285 г. н.э.) — особой формы политического режима Древнего Рима, совмещающего монархические и республиканские черты. Династия Антонинов отличалась тем, что пять из семи её представителей являлись выходцами из провинциальной знати и наследовали власть по принципу не кровной связи, а будучи усыновлёнными своими предшественниками.Такая практика позволяла выбрать достойных правителей Рима из круга политической элиты государства – интеллектуалов, которые прекрасно разбирались в политике, праве и философии. Как показала история, именно такими качествами обладали пять императоров-провинциалов из династии Антонинов – Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий и Луций Вер.
Адриан появился на свет 24 января 76 года. Место его рождения Италика – римская колония, находившаяся в 9 км от современной Севильи в Испании. В этом небольшом городке род будущего императора осел ещё со времён Второй Пунической войны (218—201 до н. э.), разбогатев на торговле оливковым маслом.
Отец Адриана приходился двоюродным братом Марку Ульпию Траяну (будущему императору), который также был родом из Италики. Мать Адриана, Домиция Паолина, принадлежала к сенаторской семье, корни которой находились в другой римской колонии — городе Гадесе (современный Кадис) на территории Андалусии. Отец умер, когда Адриану исполнилось 10 лет, поручив опеку над мальчиком своему двоюродному брату Траяну, уже успешному к тому времени военачальнику.
Жена Траяна, Помпея Плотина, покровительствовала племяннику мужа и принимала участие в вопросах его воспитания, а в будущем и в карьере. Мальчик, который в раннем детстве сопровождал отца при поездках в Афины, проявлял особый интерес к культуре древних эллинов, за что получил прозвище «маленький грек». Кроме того, Адриан делал большие успехи в изучении грамматики и арифметики, увлекался спортом и охотой, с интересом занимался музыкой и поэзией.
В 19 лет Адриан уже стал на путь военной карьеры, получив должность трибуна II Вспомогательного легиона в Нижней Паннонии, а в 97 г. добился перевода в XXII Первородный легион, сформированный в Германии, чтобы быть ближе к своему опекуну и будущему императору.
Стремительный переход власти в течение трёх лет от Димициана к Нерве и затем к Траяну приблизил Адриана к имперскому окружению. Для целеустремлённого молодого мужчины открылась прекрасная перспектива военной, а позже и государственной карьеры. Укреплению связи с семьёй императора способствовала в 100 г. женитьба Адриана на 14-летней Вибии Сабине – внучатой племянницы Траяна.Свой талант и отвагу в военных делах Адриан проявил во время Первой (101–102) и Второй (105–106) Дакийских войн, в которых сопровождал Траяна. Он был даже дважды награждён. В 107 г. Адриан стал наместником Нижней Паннонии, а в 108 г. впервые избран консулом.
В 112–113 гг. Адриан находился в Афинах, где получил гражданство и был провозглашён архонтом — главным правителем греческого города-государства. История умалчивает о подвигах Адриана во время Парфянского похода Траяна в 115–117 годах.
Следующим шагом в карьере стало его назначение в 117 году на должность наместника Сирии и повторное избрание консулом. 8 августа 117 г. один из самых лучших римских императоров — Марк Ульпий Нерва Траян умер в прибрежном городке Селин в Киликии (территория Турции), так и не успев добраться до Италии. Рим провозгласил 14-го императора, и Публий Элий Траян Адриан стал достойным избранником. За свою жизнь он был наделён властью народного трибуна 22 раза, избирался консулом 3 раза, провозглашался императором 2 раза (второй раз в 135 году) и на момент смерти носил громкий титул Император Цезарь Траян Адриан Август, Великий Понтифик и Отец Отечества.
Адриан был признан усыновлённым уже после смерти Траяна. Письмо, в котором умирающий император якобы назвал его приёмным сыном, вызывало сомнение в своей подлинности. Его копия, дошедшая до Рима, была подписана только женой Траяна, Плотиной. Она и второй опекун Адриана присутствовали на смертном одре Траяна в Селинусе и решили подделать завещание в пользу любимого обоими воспитанника.
Адриан, получивший 11 августа 117 года долгожданную весть об усыновлении его Траяном, был тут же провозглашён императором сирийским легионом, а сенату пришлось только признать этот факт.Как только закончились публичные мероприятия, посвящённые «божественному избранию» нового императора, Адриан в первую очередь расправился с оппозиций. К ней относились высокопоставленные друзья и сторонники Траяна, которые по статусу могли претендовать на имперскую должность и продолжить экспансивную политику предшественника. По негласному указанию Адриана были казнены четыре сенатора. Репутация Адриана и отношения с сенатом были испорчены до конца правления. Началась чеканка монет с изображением императора Адриана — золотых квинариев и серебряных денариев. Правление миролюбивого Адриана отличалась от завоевательной линии воинственного Траяна, хотя целью обоих императоров было укрепление могущества Римской империи.Если Траян стремился расширить её территорию путём военных завоеваний, то целью Адриана было укрепление внешних границ, сохранение мира и создание стабильных условий внутри государства. Укреплением внешних границ Адриан уже в первый год правления решил изменить внешнюю политику Римской империи. Он отказался от провинций в Ассирии и Месопотамии, вернув земли парфянам, а также от полного контроля над Арменией, сохранив для неё только статус протектората Рима.Большая часть территорий к северу от нижнего Дуная, завоёванные Траяном, были заброшены и предоставлены дакам. Главной задачей для Адриана стало укрепление стабильных границ в Европе, которые можно было бы легко защищать.
Адриан пришёл к власти в 117 году, когда ему был 41 год. Именно к этому времени относятся первые скульптурные портреты императора. Всего сохранилось более 230 шт. работ различных мастеров, которые в идеализированной форме запечатлели облик императора Адриана.Описание его внешности дошло из рукописи древнеримских биографов «Жизнеописание Августов».Император имел крепкое телосложение, отличаясь при этом внешним изяществом. Хорошую форму ему помогали сохранять езда верхом, длительные пешие прогулки и спортивные упражнения с оружием. Адриан имел настолько хорошую физическую форму, что во время одной охоты собственноручно убил льва и спас охотника и друга Антиноя.
Адриан был разносторонней личностью: владел двумя языками (греческим и латинским), изучил в совершенстве грамматику и риторику, разбирался в медицине и астрономии, а также находил время для пения, игры на струнном инструменте, занятиям живописи и скульптуры.Он обладал феноменальной памятью, о которой ходили легенды. Адриан знал по именам не только всех высокопоставленных чиновников в окружении, но и каждого легионера, с кем общался. Прочитав любой текст один раз, он мог пересказать его в точном соответствии. Биографы сравнивали Адриана и Цезаря в способности одновременно писать, диктовать, слушать и общаться со своими друзьями. В «Жизнеописании Августов» о нём можно прочитать следующее: «Он был одновременно строг и весел, приветлив и величав, легкомыслен и нетороплив, скуп и великодушен, мастер лицемерия и притворства, жесток и добр, краток, всегда и во всех отношениях переменчив».
Адриан не был переменчив в своем отношении к Антиною. Его восхищение Антиноем после смерти друга переросло в обожание и почитание его памяти на вилле в Тиволи.
Для многих Древний Рим той эпохи был страной грез, но император Адриан не любил ни Рим, ни свое время. Он хотел быть греком и жить на несколько веков раньше. Как и многие образованные римляне, император предпочитал говорить и писать по-гречески.Адриан первым из римских императоров отпустил бороду. По одним данным, чтобы скрыть бородавки на лице, по другим — из желания походить на грека. Адриан был эстетом. Он восхищался классической красотой греческого юноши Антиноя и обожествил его.Адриан писал стихи, любил живопись, скульптуру и особенно архитектуру. Он и был строителем и архитектором.
Адриан был автором проекта храма Венеры и Ромы, руины которого можно видеть и сейчас недалеко от Колизея, и соавтором архитекторов своей роскошной виллы в Тиволи. Он хотел сделать Афины культурной столицей Римской империи и завершил строительство храма Зевса Олимпийского, который начали возводить еще в VI веке до н. э.Строительство храма Зевса в Афинах возобновили во II веке до н. э. и снова забросили. В I веке до н. э. римский диктатор Сулла посетил Афины, после чего декоративные элементы с незавершенных колонн сооружения отправились в Рим, где строился аналогичный храм Юпитера на Капитолийском холме.В 124 году Адриан, прибыв в Афины, распорядился закончить строительство объекта. Храм достроили быстро, он великолепен, но это абсолютно римская постройка, в ней мало греческого. Гармония греческой соразмерности здесь принесена в жертву "имперскому размаху". Очень высокие (17 м против 10,5 м у Парфенона), близко поставленные огромные коринфские колонны подавляют зрителя. Но они позднее повторились в Ватикане.
Женщины Адриана не интересовали. С 24 лет он был женат на племяннице Траяна Вибии Сабине, если верить скульптурным портретам, красивой женщине, и для него жена всегда была "другом" и верным соратником.
Император Адриан в 123 году в одном из греческих городов на территории нынешней Турции познакомился с умным, смелым и красивым 12-летним греком Антиноем. Все в жизни всесильного императора, некумеренного в развлечениях, изменилось. Вскоре они стали неразлучны, и в 128 году император взял своего юного друга в очередное путешествие по империи — в Северную Африку. Было очевидно, что Адриан поражен чем-то вроде любовного помешательства. При этом мистически одаренный юноша Антиной не пытался воспользоваться своим влиянием на императора.Два их совместных приключения вошли в историю.
В Ливии или в Египте они вдвоем убили огромного льва-людоеда, при этом Адриан ранил льва, Антиной бросился ему на помощь, чтобы спасти его от когтей зверя, лев ранил юного охотника Антиноя, сбив его лапой на землю, император Адриан бесстрашно бросился на защиту своего любимца, воткнув копье в пасть разъярённого льва и спас Антиною жизнь, убив льва копьем. Эту героическую историю упоминают разные источники. Об Адриане говорят, что он был опытный охотник на львов. Но где он мог этому научиться? Кто мог позволить императору огромной империи рисковать своей бесценной жизнью с копьем в руке? В Северной Африке жили племена, умевшие убивать львов с помощью копий, но делали это люди, обученные такой опасной охоте еще в детстве, и их жизнь ничего не стоила. Взрослый абиссинский лев (ныне исчезнувший подвид) был мощным животным весом 200 кг. Чтобы убить человека, ему было достаточно просто задеть его лапой. И вот такое чудовище завалили император, которому было уже за пятьдесят, и изнеженный прекрасный юноша. Может быть, лев был убит группой охотников, а Адриан с Антиноем при этом присутствовали, а их роль сильно преувеличена? Но скептики не страдают жертвенными порывами, им не понять ужас и ярость императора, бросившегося на помощь Антиною…
Нет сомнения, что любовь творит чудеса! Жертвенность Антиноя и его смелость, юношеская страстность и безрассудство, которое толкнуло его помочь Адриану против раненого льва, отчаяние Адриана при виде раненого Антиноя в когтях чудовища и страх потерять его были столь велики, что он без промедления бросился на помощь другу в жертвенном порыве. Впоследствии жизнь подтвердила страстность их дружеских отношений.
Второе их совместное приключение также вошло в историю. В 130 году Антиной загадочным образом утонул в водах Нила. По поводу того, что с ним случилось, существует множество версий, вплоть до самых экзотических. Согласно одной из них, Антиной ради императора принес себя в жертву кровожадному местному божеству в образе нильского крокодила и бесстрашно прыгнул в синие воды навстречу страшной смерти…. Крокодил разорвал Антиноя на глазах обезумевшего от неожиданности императора, которого свита чудом удержала на палубе корабля от прыжка следом в Нил, кишевший чудовищами. Эта сцена так потрясла императора, что он не мог ее забыть до конца своих дней. Она была увековечена им в скульптурах Canopo возле пруда своей любимой виллы в Тиволи. Безутешный император проводил со скульптурой Антиноя и крокодила каждый день. Он смог прожить без Антиноя только восемь лет, управляя Римской империей, находясь на своей вилле в Тиволи.Он бродил по берегу пруда и любовался на тихие воды, на чудесные растения в саду и скульптурные работы своих мастеров, которые впоследствии стали достоянием лучших музеев мира, на скульптурные портреты своего верного друга, которого император сам превратил в божество при жизни….
Антино́й (лат. Antinous, др.-греч. Ἀντίνοος; вероятно, 30 октября 130) — греческий юноша, фаворит и друг римского императора Адриана. О его жизни практически ничего не известно. После трагической гибели Антиноя в Египте император Адриан обожествил его. Культ юноши достиг беспрецедентных для римской истории масштабов: недалеко от места его смерти был основан город Антинополь, его именем назвали новое созвездие, в различных городах империи в его честь были учреждены праздники и игры, возводились посвящённые ему храмы и алтари, чеканились монеты с его портретами, создавались многочисленные скульптуры.<br>
Статуи Антиноя стали вехой в истории римского искусства. Благодаря этим портретам даже столетия спустя Антиной продолжал считаться символом юношеской красоты и изящества. Начиная с эпохи Возрождения, его изображения стали воспроизводиться в европейском искусстве. В 19 веке образ Антиноя стал популярен в художественной культуре серебряного века в России. В каждой художественной школе в Европе и в России есть бюст Антиноя, и ученики рисуют его на занятиях, изучая классические каноны красоты.
История Антиноя и Адриана приобрела статус культовой с момента её зарождения.
Исследователи отмечают, что о жизни Антиноя практически ничего не известно, поскольку имеющиеся исторические источники кратки и относятся ко времени после его смерти. Антиной родился в греческой семье 27 ноября в городе Клаудиополис в римской провинции Вифиния (северо-запад Малой Азии). Год его рождения неизвестен, большинство исследователей предполагают, что он появился на свет в 110-м. Однако такие умозаключения основываются лишь на оценке возраста Антиноя по имеющимся портретам 130 года.Во время своего правления император Адриан провёл много времени, путешествуя по империи. Он познакомился с Антиноем предположительно в 123 году во время посещения Вифинии. Хотя Адриан был женат на Сабине, их брак носил политический характер, поскольку его заключение помогло будущему императору прийти к власти, породнившись с предыдущим императором Траяном.<br>
После встречи Адриана с Антиноем юноша стал его фаворитом. В качестве спутника он сопровождал императора во всех его путешествиях. Однако характер их отношений не был публичным, только позднее историки предположили их любовную связь. В 130 году они прибыли в Ливию, где, по некоторым свидетельствам, предприняли охоту на льва, на которой Адриан спас Антиноя от смерти. По легенде из крови убитого льва вырос красный лотос, который назвали «Цветок Антиноя – красный лотос».
Во время путешествия по Египту 30 октября 130 года Антиной утонул в Ниле при неясных обстоятельствах. По некоторым свидетельствам, его гибель стала результатом несчастного случая – в Ниле полно крокодилов и случайно упавший в воду человек становится ритуальной жертвой, его было запрещено спасать. Во время правления императора Адриана, большого поклонника греческого искусства, римские скульпторы в очередной раз обратились к наследию эллинизма. В своих работах художники часто подражали греческим образцам и копировали их.
Благодаря широкому распространению культа Антиноя особое место в искусстве данной эпохи заняли посвящённые ему скульптуры, ставшие не только самыми многочисленными, но и самыми выразительными произведениями того времени. При этом ни одно из этих изображений не может считаться прижизненным.
Характерные черты этих портретов, которые воспроизводят, по-видимому, реальный образ: статный юноша с широкой рельефной грудью, тонкими руками, слегка наклонённой головой, крупными, строгими чертами округлого лица, крупными растрёпанными локонами волос, крупным носом, пухлыми губами, прямыми расчерченными волосками бровями, мечтательным, томным, меланхоличным выражением глаз. Схожесть разных изображений, вероятно, является следствием того, что в империи для их реализации властями был создан официальный канон.. Несмотря на индивидуальность и жизненность образа, данные скульптуры относятся не столько к римскому портретному искусству, сколько к идеалистическому эллинистическому. При этом изображения юноши лишены силы, маскулинности, мужества и оптимизма греческих статуй, его образ полон чувственной красоты, грусти и покорности судьбе. Образ Антиноя не потерял актуальности в мировом искусстве. Его судьба продолжает волновать историков, мистиков, художников, скульпторов, искусствоведов, исследователей, писателей.Позднее исследователи утверждали, что Антиной сам принёс себя в качестве ритуальной жертвы, совершив самоубийство в приступе меланхолии, которая измучила его, либо для того чтобы магическим образом предотвратить смерть Адриана, предсказанную императору жрецами или врачами.
Одни исследователи предполагают политическое убийство Антиноя недовольными его влиянием на императора, другие считают,что юноша совершил самоубийство из-за того, что его любовь считалась обществом недопустимой (как таковая или из-за достижения им возраста, когда согласно греческой традиции она должна прекратиться).<br>Часто упоминается еще одна версия причины неожиданной гибели Антиноя, которая считается спорной, но современной и актуальной, хотя император жил два тысячелетия назад, вел замкнутый образ жизни и не афишировал свои отношения с Антиноем.Тем не менее всегда находятся желающие найти недопустимый мотив в личном и сокровенном, особенно если на это есть намек в "Истории Августов».
Современные толкователи свободных нравов Римской империи как причины ее падения с удовольствием исследуют тему однополой любви, забыв о том, что в стаде обезьян вожаку позволено все, животные и природные инстинкты не могут быть неприличными ни у обезьян, ни у людей, личное у людей есть сокровенное, а император Римской империи это не павиан.
Античный мир не был раем для любителей мальчиков, хотя так сейчас принято представлять. В античном мире было множество сексуальных табу, особенно в Риме. Например, если роль мальчика для развлечений исполнял подросток, или мальчик, более низкий по происхождению, чем его покровитель, или раб— все было в порядке вещей, но, если это был свободный юноша и он продолжал такие отношения после 18-20 лет, это было уже несмываемым позором.
Антиною было уже почти девятнадцать, и в "Истории Августов" безвестный автор позволяет себе намеки, что неуемная любовь Адриана тяготила Антиноя и юноша страдал от депрессии. Возможно, что по своим природным задаткам Антиною это было чуждо, и он был бесправной игрушкой во властных руках друга. Если это так, никакого выхода для него не существовало, и он мог покончить с собой от отчаяния. Скорее всего, автор этих не подтвержденных фантазий не был поклонником истории бывшего императора Адриана. Очевидцы отмечают глубокую преданность свободного юноши Антиноя и императора Адриана друг другу.
Может быть, Антиной бросился в воду на глазах Адриана в мистическом экстазе, как посвященный в эллинистические таинства, чтобы прославить императора своей жертвой ради него и своей преданностью другу…Это многое обьясняет в истории страстной дружбы Адриана и Антиноя и в ее значении для истории мирового искусства, особенно в ее невероятном мистическом и художественном продолжении после их смерти.
Нам трудно оценить мистическую сторону этой истории, но мы понимаем, что у греков и римлян было много мальчиков- фаворитов, а у Ахилла был Патрокл, его верный старший друг, но никто из них не стал Антиноем для своих покровителей и ярким незабываемым образом в мировом искусстве.
Каждый чувственный эмоциональный образованный человек способен почувствовать продолжение их истории у пруда Canopo на вилле в Тиволи.
Древнегреческая религия — одна из самых чувственных и исполненных страсти языческих религий, которая превосходит своей антропоморфной эротикой все известные нам другие древние религии. Не то чтобы в других религиях отсутствовал эротический компонент, это отнюдь не так, но столь «человеческое» изображение чувств, характерное для античной мифологии, мы находим только в религии греческой Античности, и именно поэтому, как писал Гегель, Древняя Греция — это то место, где европеец, по крайней мере образованный, всегда чувствует себя дома, то есть на мистической и эстетической Родине.
Любовные отношения между греческими богами, героями и смертными составляют богатейший и бесценный мифологический материал, сохраненный для нас неторопливой почтой Истории, какой является письменность.
Сегодня на примере отношений Ахилла и Патрокла из поэмы гениального Гомера мы можем беспристрастно рассмотреть, откуда в греческой мифологии возникла тема однополой любви.Гомер и Гесиод, как писал Геродот, были воспитателями Греции, которые научили разрозненных греков верить в одних и тех же богов, что, разумеется, нисколько не способствовало устранению этой самой разрозненности вплоть до краха Греции под державной дланью Рима в 146 году до н. э. Греция представляла собой пестрое одеяло полисов, беспрерывно воюющих друг с другом.Зная, сколь падки были греческие боги и герои на красивых молодых людей, логично было бы искать истоки подобных отношений в поэмах Гомера, однако в них ничего об однополой любви не сказано. Всё, о чем там идет речь, это крепкая мужская дружба, как, например, в случае с Ахиллом и Патроклом. Описание их отношений у Гомера изобилует лиризмом преданности, доверия, близости, трагизмом утраты, гневом и жестоким мщением воина Ахилла троянцам и Гектору за смерть друга и прочими эмоциональными факторами, но там нет упоминания о том, что они были любовниками. Очевидно, что история крепкой эмоциональной дружбы между Ахиллом и Патроклом, которую рассматривают как аналог однополой любви в современном понимании, создавалась Гомером свободной от сексуального элемента. Для этого вывода достаточно прочитать текст поэмы «Илиада».
Таким образом, когда в голливудском фильме Ахилла и Патрокла изображают как любовников, авторы сценария в образы героев из текста «Илиады» вольным образом интерполируют смыслы более поздних социальных практик, изначально чуждых греческой эпической традиции. При этом необразованному зрителю неведомо, что Патрокл не был робким смазливым юношей, как и Ахилл, но читать «Илиаду» Гомера ленивый зритель фильма не станет даже под страхом смерти у стен Трои.
Патрокл был суровым товарищем по оружию гораздо старше Ахилла, он был для него не только другом, но и дядькой, денщиком, оруженосцем, помощником по хозяйству в тяжелых условиях походной военной жизни. Для того, чтобы Ахилл мог красиво пожарить мясо на углях после битвы, верный друг Патрокл должен был найти, отнять у пастуха, притащить к шатру, забить и разделать грязного барана. Гомер не был современником героев Троянской войны, но именно он создал эти образы для последующих поколений.
Когда Пушкин описывал взаимоотношения дворянского юноши Петруши и его хитрого слуги и дядьки Савельича, чувство юмора не позволило поэту выйти за грань жестокой реальности и подкинуть читателю нелепый двусмысленный намек о нежной мужской привязанности неразлучной пары Петра Гринева и Савельича.Пушкин не увидел в них «Ахилла и Патрокла» времен Пугачевского бунта в оренбургских степях, хотя время было более суровое, чем во время Троянской войны. Каторжники из войска Пугачева, обуреваемые животными инстинктами, растерзали всех обитателей крепости капитана Миронова – мужчин и женщин.
Как же получилось, что Ахилл и Патрокл «Илиады» Гомера из неразлучной пары верных друзей стали хрестоматийным образчиком однополой любви?Гомер, часто упоминая дружбу Ахилла и Патрокла в «Илиаде», нигде не называет ее любовью. Ахилл и Патрокл не афишировали свои отношения, так как были свободными людьми, а не бесправными рабами.
Поздние исследователи творчества Гомера , полагали, что образованный читатель сам должен догадаться о характере их отношений или придумать их по своему вкусу. Под образованными читателями надо понимать афинян, для которых должно было быть совершенно очевидно, что если один мужчина — Ахилл — так страдает из-за смерти другого, а другой - Патрокл — в виде призрака является ему («Илиада», XXIII, 81–92), чтобы сказать, что он хочет быть погребенным в одной могиле с Ахиллом, — так вот, якобы для афинян V–IV веков до н. э. было очевидно, что если мужчины таким образом выражают свои чувства, они просто не могли не быть любовниками. Как видим, домыслы и фантазии о том, что имел в виду великий Гомер, изображая крепкую мужскую дружбу Ахилла и Патрокла, были актуальны во все времена.<br>
Домыслы и фантазии актуальны и сейчас для описания страстных отношений императора Адриана и Антиноя, так как отношения императора и его друга никогда не были публичными, а современники не называли их любовью.
Каждый человек воспринимает историю в меру своего мироощущения, знаний, предпочтений, домыслов, фантазий, привычек, мистического и жизненного опыта, в силу желания создания возвышенных или низменных смыслов, в русле современных представлений или бытового натурализма.
Существуют споры относительно места захоронения Антиноя. Учёные предполагают, что его прах был погребён на вилле Адриана в Тиволи около Рима, где был найден обелиск с египетскими иероглифами, посвящёнными смерти юноши. Скорее всего обелиск является памятным знаком, поставленным по указу Императора Адриана, Антиной изображался как греческий герой или бог, в виде Диониса и эллинизированного Осириса, а также Гермеса, Аполлона, Сераписа и других. Несмотря на эклектичность формы, критики отмечали оригинальность художественной мысли в этих статуях. Образ Антиноя считается последним из великих классических типов скульптуры Античности.
О, как убийственно мы любим
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Император Адриан после смерти Антиноя впал в безграничное отчаяние, которое скоро приобрело форму мании. Император учредил город Антинополь и стал повсюду расставлять статуи ушедшего любимца. Их было огромное количество по всей империи. Образцы изображений Антиноя рассылались повсюду, и уже на местах с них делали копии. Антиной занимает третье место по количеству скульптурных портретов, дошедших до нас, после Октавиана Августа и самого Адриана. Если учесть, что Адриан умер всего через восемь лет после гибели Антиноя, количество изображений юноши Антиноя поражает...
(продолжение в части третьей "Крем-сыворотка Тиволи. Чистая красота.")<br>
Читайте также
Товары
Все
1
Лицо
1
Для век
1
Azimut
1
Хиты продаж
1
